| Тематика: Персонал 
 Вступление России в ВТО,  с одной стороны,   может облегчить выход экспортно-ориентированных малых предприятий на внешние рынки, с другой стороны,  еще больше обострит конкуренцию малых предприятий на внутреннем рынке.  После гармонизации правовой базы, главным фактором обеспечения  конкурентоспособности Российского малого бизнеса является уровень развития человеческий капитала, качество управления и работы персонала компаний.
 
 В этой связи определяющую роль играет уровень компетенции руководителей малого бизнеса и персонала. Процесс подготовки кадров инерционен и для достижения результата  необходимы многолетние целенаправленные усилия, что возможно только в рамках эффективной системы подготовки, поддерживаемой государством.
 
 Вместе  с тем, в настоящее время такая система не сложилась. Попытки негосударственных структур ее создать в свое время оказали существенное влияние  на процессы подготовки кадров («Морозовский проект») для малого бизнеса  в регионах России, но на данном этапе их уже недостаточно. Федеральная программа развития малого бизнеса, реализуемая МЭРТ РФ, в 2007 году только обозначила возможность регионов получить поддержку из Федерального бюджета на проекты в сфере подготовки кадров. Однако,  системы организации подготовки кадров для малого бизнеса в настоящее  время нет, нет программы действий по ее созданию.
 
 Конечной целью мероприятий по подготовке кадров является  повышение качества управления и развитие субъектов малого бизнеса, обеспечение малых предприятий специалистами. Обучение – является необходимым, но не достаточным механизмом для достижения этой цели. Многое зависит от мотивации самих предпринимателей, отношения их к вопросам повышения квалификации кадров в организациях малого бизнеса, сложившихся стандартов предпринимательской культуры.
 
 Эффективность и результативность любой территориальной программы подготовки кадров для малого бизнеса определяется динамикой роста развития малых предприятий. Показателем эффективности  можно рассматривать как отношение  роста объема (доли) предлагаемой малым бизнесом продукции и услуг на рынке, увеличении доли занятых, к  объёму затраченных на их подготовку и обучение средств.
 
 Следовательно,  результатом  программы может быть не только  не только о количество обученных, или рост объема человеко-часов, но,  в первую очередь,  о качестве обучения, объём ресурсов, потраченных на достижение качественного конечного результата. На схеме 1 приведена блок-схема системы подготовки кадров для малого бизнеса.
 
     Из этой схемы видно, что начальным определяющим фактором и конечным результатом процесса подготовки является определение:  
    Факторы, влияющие на качество процесса подготовки и обучения предпринимателей, приведены на схеме 2.«кого и чему учить» (компетентностные характеристики объёма знаний, умений и навыков  для малого бизнеса), «кто и как учит» (профессиональные требования к преподавателям, практикоориентированные образовательные стандарты), «где и сколько повышать качество обучения» (постоянный мониторинг на предмет достижения заданных целевых параметров).  
     Исследования Академии менеджмента и рынка показали, что существуют несколько важных характеристик оценки качества подготовки кадров для малого бизнеса, напрямую влияющих на эффективность развития субъектов малого предпринимательства. Основными среди них являются: 
    Качество процесса образования; Конкурентоспособность знаний, полученных при обучении; Адресность обучения; Оперативность обучения; Доступность программ обучения; Дифиренцированость подготовки; Комплексность знаний, умений и навыков; Практичность, полученных знаний.     Достижение пороговых значений каждой из этих характеристик позволяет говорить о качестве организации процесса подготовки специалистов для малого бизнеса и конкурентоспособности их знаний и умений на рынке.     Ключевым звеном в подготовке кадров для малого бизнеса является преподаватель – консультант.  Опыт показывает, что малому бизнесу,  как правило,  нужны не, столько общие знания (их можно почерпнуть и в литературе),  сколько рецепты, советы, практические рекомендации, и наконец, подтверждение того, что он находиться на правильном пути. Эта задача образования более эффективно решается по средством группового или индивидуального консультирования. Исследования показывают, что практические навыки в отличие от «знаниевой» компоненты в подготовке слушателей тренируются в ходе «обучения действием», «погружением в реальные проблемы бизнеса».  По-существу, международный и лучший отечественный опыт показал, что  в таком режиме и происходят лучшие образовательные программы для предпринимателей.     На схеме 3 приведено качественное соотношение эффективности различных видов обучения для предпринимателей. 
     На схеме видно, что активные формы обучения намного действеннее традиционных (лекции, семинары), но, именно эти формы требуют привлечения высококвалифицированных преподавателей – консультантов. Вместе с тем, в предыдущие программы подготовки кадров привлекались в основном преподаватели-теоретики, что, с одной стороны, позволяло, обеспечить  слушателям получение качественных знаний базовой подготовки, но с другой, не позволяло в полном объеме содействовать развитию их практический умений, различных компетенций.     Таким образом, большая часть успеха обучения зависит от преподавателя-консультанта.     В приложение 4 показана блок – схема подготовки  и сертификации преподавателей и консультантов. 
     Цикл подготовки и выбора преподавателей – консультантов  предусматривает конкурсный отбор, оценка, обучение (по результатам оценки), аттестация (допуск к преподаванию по определенному виду программам), и,  сертификация  (оценка качества преподавателя и консультанта, на основе оценки его практического опыта и опыт слушателя).
 Таким образом, для начала реализации полномасштабной программы подготовки кадров в Российской Федерации представляется целесообразным провести следующую работу:
 
    Разработать стандарт квалификационной компетенции предпринимателя, руководителя малого предприятия, а так же  функциональных менеджеров: финансового директора, директора по маркетингу, директора по управлению персоналом; С учетом стандарта квалификационных компетенций, разработать образовательный стандарт для ведущих специалистов от представителей малого бизнеса; На основе образовательного стандарта разработать базовые и специальные программы обучения (или отобрать их на конкурсной основе); На систематической основе осуществлять отбор, подготовку, аттестацию и сертификацию преподавателей-консультантов; Разработать (или отобрать на конкурсной основе) учебно-методическое обеспечение образовательных программ, включая тренажеры, книги, СД-диски,  стимуляционные игры и проч.; Внедрить систему подготовки, аттестации и сертификации  кадров для малого бизнеса, в рамках Программы IBIZ АТЭС. Разработать рекомендации ( предпринимателям, директорам МСП) по вопросам управления персоналом на малых предприятиях; Развивать и скоординировать новые формы обучения  (в том числе и дистанционные) с другими формами обучения. 
 Обсудить публикацию в форуме
 Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
 
 Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
 
 
  Другие публикации по тематике «Персонал»:Всего публикаций: 10 | Показаны [6-10]
 
 Принята областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годыУтверждена постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.08.2008 г. № 1324 «О принятии областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы»
 Долгосрочная целевая программа развития малого предпринимательства в Грязовецком муниципальном районе на 2009 - 2011 годыПаспорт Программы
 КомиссияМосгордумы поддержала проект программы "Столичное образование" на 2009-2011 годыНа заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждена Городская целевая программа развития образования "Столичное образование - 5" на 2009 - 2011 годы...
 Президент подписал Бюджетное послание на 2009–2011 годы"В этотм документе определены приоритетные направления расходования бюджетных средств: это здравоохранение, образование, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также транспортная инфраструктура", – сообщил Президент сегодня, 23 июня, на совещании по экономическим вопросам.
 Могилевский электротехнический колледж в 2009-2011 годах подготовит 100 специалистов для белорусской АЭССтраницы: ««  «  1  2 »  »»Могилевский профессиональный электротехнический колледж в 2009-2011 годах подготовит 100 специалистов для обслуживания будущей белорусской АЭС, сообщил директор учебного заведения Владимир Сергеев.
 |