Истории успеха
Добавить сайт в избранноеДобавить страницу в избранноеСделать стартовойHBM на Вашем сайте





Регистрация | Я забыл пароль

Зачем регистрироваться?
Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new

Истории успеха


Журнал

Просмотр выпуска
Архив номеров


Стать успешным очень просто. Главное - начать!

Главная страница » Публикации » Просмотр публикации

Трудные пути белорусских стартапов


Тематика: Начало бизнеса. Стартап

Многие нынешние гиганты IT-индустрии - к примеру, Apple, Yahoo, Google, YouTube - некогда начинали свою работу в прямом смысле этого слова в гаражах. Команды молодых единомышленников не могли арендовать даже самый захудалый офис, но именно их идеи потом "выстреливали" и начинали приносить многомиллионные прибыли. В результате само слово "стартап" стало нарицательным и очень часто употребляется в связке со словосочетанием "Силиконовая долина". В России сейчас молодым IT-фирмам также уделяется внимание на государственном уровне - как и во многих других странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста. А что происходит у нас? На тему "стартапов по-белорусски" мы беседуем с председателем правления научно-технической ассоциации "Инфопарк" Владимиром Басько.


- Владимир Викторович, как быть тем молодым белорусским IТ-специалистам, которые хотят развивать интересный проект у себя на родине?

- Первый вариант ответа (причем верный не только для Беларуси) таков: если есть идея, то с ней можно пойти в крупную компанию. И договариваться о партнерстве. Если идея действительно стоящая, то "продвинутая" IT-компания может ее рассмотреть и предложить создать общее предприятие. Таким образом, носители идеи вместе с крупной белорусской компанией могут породить новый бизнес. На сегодняшний день это, по большому счету, единственная очевидная возможность для белорусских стартапов. Хочу сказать, что часть существующего белорусского IT-бизнеса организована и работает как бизнес-группы. И нередко стартапы становятся предприятиями, входящими в такие группы.

- Что делается для поддержки стартапов ассоциацией "Инфопарк"? Администрацией ПВТ?

- Если говорить об ассоциациях, то намерения по поддержке стартапов, конечно же, имеются. Есть они и у "Инфопарка", и у Ассоциации компаний информационных технологий (АКИТ). Однако сложность в том, что эти ассоциации только сейчас прошли некий инкубационный период. Они уже более-менее наладили свой функционал, но при этом еще не обладают достаточными финансовыми резервами для того, чтобы поддерживать стартапы. Я думаю, что в обозримом будущем мы действительно такую функцию на себя возьмем.

Пока же речь идет не об акционерном капитале, не об инвестициях в уставный фонд. (На самом деле желающих сделать инвестиции в белорусские IT-проекты достаточно много.) Ведь кто-то должен сказать, что эти вложения не рисковые, что идея стоящая и основанный на ней бизнес будет рентабельным и устойчивым. Оценка проектных идей и контроль на первых этапах становления стартапов является тем, что я бы назвал отсутствующей на сегодняшний день в Беларуси компетенцией. Нам важно перенять механизм принятия решений, используемый на Западе венчурными капиталистами. А то бывает так: приходят замечательные ребята и говорят: "А вот у нас такая замечательная идея!". И деньги есть, и выглядит идея великолепно. А вот дать ей оценку, поддержать на ранних стадиях, проконтролировать выполнение - такой возможности нет.

Второе. Скажем, приняли решение в отношении стартапа: идея хорошая, надо поддерживать. Дальше, по сути дела, должно следовать бизнес-инкубирование, которое (с моей точки зрения) заключается в содействии лидерам. То есть тем, кто пришел с этой идеей. Или же нужно подготовить стоящих менеджеров для проекта. Известно, что в белорусском IT-секторе сегодня дефицит генеральных директоров и вообще толковых топ-менеджеров. Получается, что когда есть замечательная идея, возникает вопрос: в состоянии ли ее носители эту идею реализовать без "доводки" их самих как команды? На практике очень часто возникают чисто управленческие сбои - я много раз это видел в отношении стартапов.

Что касается Парка высоких технологий, то механизм поддержки интересных начинаний предложен самим декретом о ПВТ. Если ты - предприниматель, у которого есть идея, то пожалуйста: приходи, пробуй. Тебе будет предложено представить свою идею кому-либо из резидентов ПВТ. Если они заинтересуются, то вы станете партнерами.

- Ассоциация "Инфопарк" может быть посредником между носителями IT-идей и существующими бизнес-группами?

- Конечно же. В составе Ассоциации - 46 предприятий разного масштаба, использующих разные бизнес-модели, работающих на разных рынках. Так что дирекция "Инфопарка" в состоянии идею обработать и должным образом донести до членов Ассоциации.

- Имеет ли смысл создавать для поддержки стартапов бизнес-инкубаторы при ВУЗах - БГУ, БГУИР? Ведь большинство молодых специалистов с оригинальными разработками выходят именно из их стен; имеется там и техническая база.

- При них - нет. На их базе - да, причем я бы добавил сюда еще и академические институты. Но на сегодняшний день я вижу идеальной комбинацией совместные усилия Парка высоких технологий, "Инфопарка" и учебных заведений для того, чтобы создавать бизнес-инкубаторы, причем обязательно с функцией бизнес-инжиниринга. Дело в том, что многие белорусские IT-предприятия с хорошим потенциалом нуждаются в реинжиниринге отдельных бизнес-процессов либо целых их блоков. А некоторые важные для бизнеса функции у них отсутствуют вовсе - например, внешний промоушен или умение эффективно подготовиться и принять участие в зарубежной выставке.

- На Западе практически все стартапы вырастали в крупные компании при поддержке венчурных инвестфондов. Как с этим обстоят дела в Беларуси? Есть у нас какие-нибудь зачатки подобных финансовых структур?

- Нету. Где-то в середине 90-х годов "Центр деловых связей" (предприятие, созданное при прямом участии Еврокомиссии) был сакцессором проекта по созданию фонда венчурного финансирования, который реализовывала здесь одна французская компания. Знаете, с какой проблемой они столкнулись? Самой большой стала проблема выхода из бизнеса. То есть венчурное финансирование предполагает, что тот, кто профинансировал проект, заработает не на прибыли нового предприятия, а на продаже того бизнеса, который был создан на венчурные деньги. Причем инкубация проекта может проходить в Беларуси, а его продажа - на лондонской или нью-йоркской бирже, то есть необходима прозрачность границ как для ввода, так и для вывода венчурного капитала. Беларусь, к сожалению, еще такой прозрачности не обеспечивает.

В общем, наши проблемы венчурного финансирования лежат совсем не в плоскости поиска хороших идей. Кроме идеи, нужна еще слаженная и компетентная команда, способная эту идею реализовывать.

- А белорусские банки готовы развивать в стране венчурное финансирование IT-проектов?

- Банки не готовы. Венчурный фонд - это особая форма финансирования, имеющая особый статус. Белорусское законодательство венчурного финансирования не допускает. Из пяти венчурных проектов, по статистике, успешным оказывается только один. Это значит, что четыре остальных - целиком убыточные. Теперь представьте, что мы инвестируем по миллиону в каждый из пяти проектов. Успех сопутствует только одному, и он затем продается за 10 миллионов. Из этой суммы мы покрываем издержки по успешному проекту и по четырем стопроцентно убыточным. Прибыль - пять миллионов. Но все это - я имею в виду покрытие издержек по убыточным проектам - должно быть разрешено законодательством. Но банку это непозволительно. Выдал кредит - должен вернуть его в любом случае.

- Вы можете привести примеры успешных белорусских стартапов?

- Вы знаете, наверное, только по каким-то косвенным признакам. Вот есть у нас предприятие "Атлант-М", которое занимается автомобильным бизнесом и решило выйти на рынок провайдерских услуг. И сегодня "Атлант-Телеком" является одной из успешных фирм-провайдеров. Он динамичен, агрессивен на рынке и т.д. Так как у "Атлант-М" этого направления не было, то очевидно, что для нее это чистый стартап, а не эволюционное развитие какого-то IT-направления. Есть, конечно, и другие успешные фирмы, некогда начинавшие как стартапы. Но большинство из них уже влились в состав существовавших бизнес-групп и работают под их брендами.



Обсудить публикацию в форуме

Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации

Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.

 Другие публикации по тематике «Начало бизнеса. Стартап»:


Всего публикаций: 69 | Показаны [41-45]

Стартап - дело трудное
Уже несколько лет в интернете популярна тема стартапов. Огромное количество статей посвящено этой теме. Но в большинстве своем публикуемые материалы поверхностны.

Как создать российские «заповедники для инноваций»: поддерживать одни лишь «стартапы» недостаточно
Россия пытается активно использовать зарубежный опыт для формирования собственных институтов поддержки инноваций. Российская венчурная компания (РВК), призвана обеспечить становление венчурного бизнеса и массового слоя малых инновационных компаний («стартапов»)

Начинайте бизнес создавая стартап
Стартапы приносят новые идеи на рынок. Они дают шанс людям изменить мир создавая то, что раньше не существовало. Не стоит даже и сомневаться, что стартапы замечательная вещь.

Трудные пути белорусских стартапов
Многие нынешние гиганты IT-индустрии - к примеру, Apple, Yahoo, Google, YouTube - некогда начинали свою работу в прямом смысле этого слова в гаражах. Команды молодых единомышленников не могли арендовать даже самый захудалый офис, но именно их идеи потом "выстреливали" и начинали приносить многомиллионные прибыли.

Россия: бизнес-ангелы открыли охоту на стартапы
Вслед за развитием венчурного финансирования в России постепенно набирают активность бизнес-ангелы, в основном финансирующие стартап-проекты.

Страницы: ««  «  6 7 8 9 10 11 12 13 14  »  »»

Новости сайта




Среди миллиона идей найди лучшую для себя!

Новости


Опрос


Вы сейчас работаете?

 Да, работаю на основной работе
 Да, работаю на основной работе и думаю о собственном деле
 Да, работаю и параллельно веду свое дело
 Нет, не работаю
 Нет, не работаю, и хочу найти дополнительный заработок
 Нет, не работаю, хочу начать свое дело
 Нет, не работаю. Хочу найти основную работу и начать свое дело

АРХИВ ОПРОСОВ

Контакты


E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333

Новости | Документы | Истории успеха | Поиск бизнеса. Бизнес идеи | Начало бизнеса. Стартап | Финансы | Консультация юриста | Консультация бухгалтера
Управление| Маркетинг и продажи | Персонал | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Форум | Работа

© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
  Реклама на сайте

(D)